Ракурс
Татьяна Сабурова
Сколько раз мы брали в руки семейные снимки, с любовью вглядываясь в черты родных и близких лиц. Возможно, поэтому впитавшие в себя нежность наших чувств фотографии обладают необыкновенной магией.
Князья Юсуповы, графы Сумароковы-Эльстоны посещали лучшие московские и петербургские ателье или приглашали фотографов к себе домой. Зинаида Николаевна (1861-1939) и Феликс Феликсович (1856-1928), как и все родители на свете, стремились сохранить зримую память о детских годах своих сыновей.
Старший сын родился в 1883 г. На детских фотографиях графа Николая Сумарокова-Эльстона мы видим малыша в матросском костюмчике с надменно поднятой головкой. Перед нами наследник богатейшего состояния князей Юсуповых - крупнейших землевладельцев и промышленников России. Названный в честь деда, князя Николая Борисовича Юсупова, он со временем должен был унаследовать титул, имя и герб этого древнего рода.
Семейная легенда рассказывает, что, увидев впервые крошечного новорожденного младшего брата, Николай воскликнул: "Какой ужас! Его надо выбросить в окно". Разница в возрасте сначала препятствовала дружбе, но со временем они сблизились и понимали друг друга без слов. Этот брат - граф Феликс Сумароков-Эльстон, а с 1914 года и князь Юсупов (1887-1967), пожалуй, один из самых знаменитых представителей семьи. Он принимал участие в заговоре против Григория Распутина. В эмиграции написал воспоминания, в которых немало страниц посвятил старшему брату.
Безоблачное детство Николая и Феликса протекало в атмосфере любви и внимания старших, беспрекословного подчинения слуг, в роскоши окружающей обстановки.
В 1894 году в знаменитом юсуповском имении Архангельское Франсуа Фламенгом был написан портрет Зинаиды Николаевны с сыновьями. Художник изобразил княгиню в парке, а на заднем плане - играющих в тени деревьев мальчиков. На сохранившемся снимке из архива Юсуповых Фламенг запечатлен в момент работы над этим произведением.
От матери Зинаиды Николаевны Николай унаследовал музыкальность и артистический дар. Он превосходно играл на гитаре, обладал приятным баритоном, сочинял прозу и печатался под псевдонимом "Роков", руководил любительской комедийной труппой и был участником театральных представлений, вызвав однажды похвалу самого К. С. Станиславского. Николай не захотел следовать по стопам отца и отказался от военной карьеры. Окончив школу, он поступил на юридический факультет Петербургского университета. Этот факт нашел отражение на одном из его снимков.
В студенческие годы Николай вел беззаботную светскую жизнь, проходившую в кутежах и костюмированных балах, посещениях ресторанов и театров. Участником своих похождений он делает младшего брата. По воспоминаниям Феликса, Николай стал обходиться с ним в те годы "как с мужчиной" и поверял свои интимные тайны.
Братья осуществляют череду веселых розыгрышей с переодеванием Феликса в женское платье. Николай и "прекрасная незнакомка" посещают общественные места, привлекая внимание петербургской молодежи. Еще одно "переодевание" было осуществлено ими совместно с артистом Императорских театров В. А. Блюменталь-Тамариным под впечатлением пьесы А. М. Горького "На дне". Одевшись нищими, они втроем отправились в петербургский квартал бедняков, устроились в ночлежке и наблюдали, по словам Феликса, "ужасный спектакль".
В 1907-1908 годах граф Николай Сумароков-Эльстон посетил знаменитый петербургский портретный салон "Боассанна и Эгглер", услугами которого пользовались представители высшей российской аристократии и в их числе императорская семья. Разглядывая очередной снимок Николая, никто из семьи не предполагал, что он - последний в его жизни.
Судьбе было угодно, чтобы Николай встретил и полюбил дочь контр-адмирала Свиты Марину Александровну Гейден, помолвленную с поручиком Кавалергардского полка графом Арвидом Эрнестовичем Мантейфелем. Не одобрив выбор сына, родители не дали разрешение на брак. Марина вышла замуж за Мантейфеля, однако их отношения с Николаем не изменились и стали предметом разговоров в свете. 22 июня 1908 года на Крестовском острове в Петербурге на дуэли с Мантейфелем Сумароков-Эльстон был убит.
За несколько часов до дуэли Николай, обычно холодный и сдержанный, пишет искреннее и страстное письмо: "Дорогая моя Марина! [...] Мне страшно тяжело, что я не увижу тебя перед смертью, не могу проститься с тобой и сказать тебе, как сильно я люблю тебя…"
Николая Сумарокова-Эльстона похоронили в фамильном склепе князей Юсуповых в Архангельском.
По причине странной фатальности почти все наследники в юсуповском роду умирали, не достигнув 26 лет. Трагедию родителей, собственную горечь утраты Феликс Юсупов подробно описал в мемуарах. А на фотографиях семейного альбома Николай остался вечно молодым.
Журнал "Родина" |